Эксперты ЮУрГУ оценили федеральные инновационные площадки

/ 7 декабря, 2022

Уже в течении трех лет сотрудники ЮУрГУ становятся экспертами по оценке показателей заявок и оценке всех показателей ежегодных отчетов о деятельности федеральных инновационных площадок, составляют по каждому проекту ФИП аналитическую записку.

На сегодняшний день экспертами по оценке соответствия образовательных организаций (их проектов) статусу федеральной инновационной площадки являются доктор педагогических наук, профессор, зам. проректора по учебной работе Марина Потапова, доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Ирина Котлярова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков Ксения Волченкова.

Федеральные инновационные площадки (ФИП) – организации, осуществляющие образовательную деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации, а также объединения таких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности, реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Федеральные инновационные площадки создаются для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Ориентация на инновационный характер является важнейшей задачей в общей тенденции развития системы высшего образования. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» путем к достижению показателей национальных целей могут выступать инновационные проекты, способствующие развитию отраслей экономики, направленные на разработку, апробацию и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения, методик подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров и др.

Ежегодно Министерство науки и высшего образования РФ определяет наиболее эффективные федеральные инновационные площадки, результаты реализации которых рекомендуются к активному распространению во всех образовательных организациях высшего образования. Претендовать на присвоение статуса могут организации, реализующие инновационные проекты и программы по таким направлениям, как цифровые технологии, искусственный интеллект, информатика, цифровизация; сетевые программы; инженерное образование; медицина; генетика; туризм.

Формат федеральной инновационной площадки позволяет университетам сфокусироваться на инновационных проектах, что в целом выводит вуз на новый уровень. Особенно важен такой опыт с точки зрения возможного распространения найденных удачных решений на другие регионы и организации. Востребованность такого формата подтверждается большим количеством и разнообразием участников. Тематика заявок варьируется очень широко и ярко отражает тот научный, методический и организационный задел, который формировался в вузах в силу особенностей их деятельности.

Проекты ФИП позволяют ускорить разрешение вопросов, которые недостаточно разработаны в содержательном и процессуальном аспектах. Одним из таких вопросов является сетевое взаимодействие организаций, каждая из которых может внести вклад в развитие образования. Идея нескольких проектов заключается в разработке комплексной модели научно-методического сопровождения работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры. Модель отражает как технологический аппарат, так и инструментарий, необходимые для создания в масштабах краевой системы образования условий и возможностей непрерывного роста профессионального мастерства учителей, а также мониторинга успешности научно-методического сопровождения и профессионального развития педагогов. Модель представляет собой целый комплекс подсистем, которые обеспечивают взаимодействие управляемых и инициативных сетевых сообществ, развитие сетевой инновационной инфраструктуры и профессиональный рост педагогов. Таким образом, в рамках проектов решаются задачи выведения качества образования на новый уровень, а также обеспечения его стратегического развития.

Например, можно выделить проект по развитию регионального центра качества образования в области иностранных языков. Основной идеей является создание инновационного сетевого центра — площадки для разработки и реализации ресурсного центра развития и популяризации социогуманитарных наук и образования. Авторы проекта планируют активное внедрение цифровых решений (VR-университет, электронные библиотечные системы, электронные архивы, базы данных), которые после регистрации в Роспатенте в качестве РИДов предполагают открытый доступ и могут быть использованы как отдельными образовательными учреждениями, так преподавателями и обучающимися.

«Уже третий год я провожу оценку заявок организаций-соискателей и провожу анализ годовых отчетов организаций, получивших статус федеральной инновационной площадки, – рассказывает Марина Потапова. – Инновационные проекты и программы федеральных инновационных площадок должны быть ориентированы на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. В настоящее время созданы 192 ФИП на базе 149 организаций, а в этом году на получение статуса федеральных инновационных площадок претендовали 35 образовательных организаций. Хочется отметить, что стало больше содержательных заявок с явным востребованным результатом, интересными масштабными мероприятиями, четко определенными социальными партнерами, подробно описаны механизмы сетевого взаимодействия, что позволит значительно расширить образовательные возможности».

По словам Марины Владимировны, анализ годовых отчетов показывает, что в проектах в большей степени стали использоваться новые технологии для решения системных проблем: цифровизация органично входит в жизнь университетов, как инструмент для повышения доступности и качества образования. Вузы уделяют большое внимание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, реализуют мероприятия, направленные на поддержку талантливой молодежи, развитие предпринимательской компетенции у студентов.

«В этом году я первый раз присоединилась к команде экспертов от ЮУрГУ по осуществлению экспертизы заявок и отчетов по работе федеральных инновационных площадок. Нужно отметить, что изучение и анализ проектов других университетов, с одной стороны, позволяет оценить собственный опыт образовательной деятельности и понять — идем ли мы в ногу со временем, с другой стороны, выйти за пределы своей предметной области и увидеть масштабы трансформаций, проходящих в ведущих вузах страны» – рассказывает Ксения Волченкова.

Ирина Котлярова отмечает, что «все проанализированные проекты имеют высокую практическую значимость. Результаты работы инновационных площадок устойчивы относительно: а) различных категории граждан, для которых разработан проект; б) регионов страны, на которые возможно распространение позитивного опыта новаторов. По нашему мнению, опыт работы большинства инновационных площадок может и должен быть транслирован на другие регионы РФ с учетом специфики их развития».

«Уверена, что на основе мероприятий инновационных проектов возможна разработка Минобрнауки РФ системы мер и методических рекомендаций по закреплению молодых кадров на селе, по совершенствованию модели целевого обучения, разработанные подходы могут быть взяты за основу для разработки концептуальных моделей развития инновационной инфраструктуры и организации сетевого взаимодействия, – продолжает Марина Потапова. – На основе интеграции результатов деятельности различных ФИП можно разработать федеральные рекомендации по развитию системы подготовки и переподготовки кадров для системы общего образования. Для распространения модели ФИП можно рекомендовать систематизацию результатов отдельных площадок, направленных на подготовку педагога нового типа, разработать интегрированную модель, обладающую признаками, определенными разными разработчиками».

Добавим, что Южно-Уральский государственный университет – создатель инновационных проектов и программ, которые имеют существенное значение для обеспечения развития системы образования. В 2020 году был завершен проект «Организация инфраструктуры для массового дополнительного дистанционного образования детей на основе взаимодействия образовательных учреждений и предприятий региона». С 2021 года по настоящее время на базе ЮУрГУ действует инновационная площадка «Разработка комплекса методических решений для реализации дистанционного обучения в инженерном образовании», основной целью которой является повышение качества инженерного образования за счет разработки и внедрения комплекса методических решений для реализации дистанционного обучения в инженерном образовании и повышения квалификации НПР в области использования различных моделей дистанционного обучения (дистанционное, смешанное, электронное). Это особенно актуально в современных условиях.

Facebook VK Odnoklassniki instagram Twitter Ресурс

Copyright © 2022 Институт лингвистики и международных коммуникаций. All Rights Reserved.

Покинуть Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать это HTML метки и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
*
*

Это как? *