Кафедра «Русский язык как иностранный»

Адрес: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 78в
Аудитория 303 УК «Сигма»
Телефон: (351) 272-31-31
Сайт кафедры: Русский язык как иностранный

 

Заведующий кафедрой
Харченко Eлена Владимировна
доктор филологических наук, профессор
Email: 
Подробнее

Образование

ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», получила диплом с отличием.

В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 2004 – диссертацию на звание доктора филологических наук.

Стаж научно-педагогической работы составляет 23 год, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации 21 лет.

Преподаваемые дисциплины

«Современный русский язык», «История и методология науки», «Лингвокультурология и этнопсихолингвистика» для иностранных студентов, «Тренинг профессионально ориентированной риторики и дискуссий», «Риторика», «Психолингвистика» для бакалавров и магистров, «Теория языка и проблемы современного образования», «Основы научного стиля», «Современные научные парадигмы и методология лингвистических исследований» для аспирантов. Организует самостоятельную работу слушателей и осуществляет качественное руководство самостоятельной работой.

Повышение квалификации

  • в 2012 году в Челябинском отделении профессиональной психотерапевтической лиги по программе «Практическая конфликтология. Медиативная компетентность» – 40 часов;
  • в 2013 году в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» по программе «Научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы» – 72 часа;
  • в2015 годувФГБОУВПО«ЮУрГУ» «English for General and Academic Purposes/ Pre-Intermediate» – 120 часов;
  • в 2016 году в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» «Основы работы в учебном портале на платформе с открытым кодом (СДО Moodle)» – 72 часа.

Научные исследования под руководством проф. Е.В. Харченко неоднократно были поддержаны:

  • Министерством образования и науки: «Выявление особенностей образов мира у носителей разных культур как противодействие экстремизму и терроризму» (2011–2012).
  • Министерством образования и науки в рамках ФЦП «Русский язык на 2016-2020 годы»: «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском» (2016–2017).

Иные достижения

Является членом профессиональных организаций:

  • Ассоциации исследователей и преподавателей риторики (Москва),
  • Национального общества прикладной лингвистики (Москва),
  • Российской коммуникативной ассоциации (РКА) (Москва),
  • ISAPL (Международное общество прикладной психолингвистики).

Член диссертационного совета Д 999.060.02 по психологии в Южно-Уральском государственном университете (специальности: 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки) .

Ведет активную общественную работу в Совете по русскому языку и российской словесности при Министерстве образования Челябинской области, является лектором общественной организации «Общество «Знание»» России.

Разработала тесты и участвует в работе комиссии по признанию иностранных граждан носителями русского языка в Управлении по вопросам миграции.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю и плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, Почетной грамотой Министерства образования и науки Челябинской области за большой вклад в развитие русского языка и российской словесности в Челябинской области, Благодарственным письмом Губернатора Челябинской области в связи с 20-летием Совета по русскому языку и российской словесности.

Публикации

Имеет 153 публикации, из них 16 учебно-методических и 137 научные работы, используемые в педагогической практике.

  1. Харченко, Е. В. Восприятие и понимание научного дискурса [Текст] / Е. В. Харченко, М. А. Занина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2011. – № 1 (218). – С. 34–37.
  2. Харченко, Е.В. Восприятие и понимание в профессиональном общении [Текст] / Е. В. Харченко // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 24. – С. 48–50.
  3. Харченко, Е. В. Славянский ассоциативный словарь как модель образа мира [Текст] / Е. В. Харченко // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2011. – № 3 (33). – С. 33–40.
  4. Харченко, Е. В. Новое призвание филологов: лингвистика организации [Текст] / Е. В. Харченко, Л. А. Шкатова // Вестник Новосибирского университета. Серия: История, филология. 2012. – Т. 11. Вып. 9. – С. 235–240.
  5. Харченко, Е. В. Новые тенденции в языке и культуре современных российских организаций [Текст] / Е. В. Харченко, Л. А. Шкатова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. – Вып.73, № 1 (292). – 2013. – С. 136–141.
  6. Харченко, Е. В. Информационная безопасность в условиях экстремальных ситуаций (на примере восприятия челябинцами метеоритного дождя) [Текст] / Е. В. Харченко // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. – 2013. – Вып. 81, № 22 (313). – С. 225–230.
  7. Харченко, Е. В. Лингвистика в контексте культуры [Текст] / Е. В. Харченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – Т. 10. № 1. – 2013. – С. 136–137. (ИФ 0,040).
  8. Харченко, Е. В. Образ собеседника в языковом сознании носителей русской и китайской культур (на примере русско-китайских переговоров) [Текст] / Е. В. Харченко, Нин Хуай Ин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – Т. 10. № 2. – 2013. – С. 54–61. (ИФ 0,040).
  9. Харченко, Е. В. Языковые средства и приемы обольщения потребителя на примере дискурса почтовых отправлений коммерческих организаций)[Текст] / Е. В. Харченко, Л. А. Шкатова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение.– 2014. – Вып. 88, № 6 (335). – С. 102–106. (ИФ 0,102).
  10. Харченко, Е. В. Я-идентификация современных студентов (на примере ассоциативного эксперимента) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2014. – Т. 11. – № 1. – С. 53–57.(ИФ 0,040).
  11. Харченко Е.В.. Когнитивные модели речевого поведения сотрудников российской организации / Л. А. Шкатова, Е. В. Харченко // Когнитивные исследования языка / Гл. ред. серии Н. Н. Болдырев. – М. : Институт языкознания РАН; Тамбов : Издательский дом Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина; Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета. – Вып. XVIII: Язык, познание, культура: методология когнитивных исследований / Отв. ред. вып. Е. И. Голованова. 2014. – С. 172-174.
  12. Харченко Е.В., Нин Х.И. Инструктивные тексты как попытка преодолеть «патологичность» межкультурного общения// Вопросы психолингвистики, 2015. — № 2 (24). С. 186-195.
  13. Харченко Е.В. Носитель русского языка как объект филологического исследования// Вестник ЧелГУ, 2015

Научные интересы

теория языка, психолингвистика, социолингвистика, теория дискурса, текстология, профессиональное общение, организационная лингвистика

 

 

Ключевое направление кафедры: обучение русскому языку иностранных граждан, а также предвузовская подготовка по общеобразовательным дисциплинам в соответствии с выбранным профилем обучения, преподавание дисциплин: «Русский язык как иностранный», «Деловой иностранный язык (русский)», «Иностранный язык в профессиональном общении (русский)», «Русский язык и культура речи» на основных факультетах университета для иностранных граждан; подготовка бакалавров по направлению «Преподавание филологических дисциплин (русский как иностранный)» и магистров по направлению «Русский язык как иностранный» и «Русский язык в бизнес-коммуникации». 

.

 

Преподаватели кафедры


Березовская Ядвига Леонидовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский языка как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный университет по специальности: Филолог. Преподаватель

Научные достижения

защита кандидатской диссертации на тему «Организационный дискурс коммерческих фирм» по специальности 10.02.19 — Теория языка

2014 г. – руководство Научно-методическим и координационным центром «Институт Пушкина» ЮУрГУ в рамках проекта Министерства образования и науки РФ по поддержке русского языка и образования на русском языке

Стаж научно-педагогической деятельности – 8 лет.

Повышения квалификации (с 2015 г.)

Название курса Дата Уровень документа Номер документа Количество часов Место проведения
1 Chenese Courses 26.09.2015 Удостоверение TFSUGJ20150901 72 Тяньцзиньский университет иностранных языков (г. Тяньцзинь)
2 English for General and Academic Purposes. Pre-Intermediate 25.06.2016 Удостоверение 743100057562 120 ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» (г. Челябинск)
3
Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России
28.10.2016 Удостоверение 772401952517 72 Государственный Институт русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва)
4 English for Academic Purposes 03.07.2015 Удостоверение 140000478901 130 ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» (г. Челябинск)
5 Основы работы в учебном портале на платформе с открытым кодом (СДО Moodle)» 15.12.2015 Удостоверение
140000479854
72 ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» (г. Челябинск)
6
Передовые методы и методики обучения молодых ученых технических специальностей иностранному языку
28.09.2015 Удостоверение
140000479551
180 ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» (г. Челябинск)
7 Динамические процессы в современном русском языке 05.02.2017 Удостоверение 542404639372 32 ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (г. Новосибирск)

Научные интересы: языковая картина мира, организационный дискурс, русский язык как иностранный.

Проекты: ФЦПРЯ «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском» по Соглашению № 09.Y70.25.0165 от 07 декабря 2016г.

 Публикации (с 2015 г.):

1 2016 Березовская Я.Л. Development of Organizational Linguistics 8th International Conference on Education and New Learning Technologies
2 2016 Березовская Я.Л. Из опыта проведения Всероссийской акции «Тотальный диктант» для иностранных учащихся Научный журнал Lingua mobilis
3 2016 Ду Л., Березовская Я.Л. Лингвокультурема «Китай» в восприятии носителей русского языка Язык. Культура. Коммуникации (электронный журнал)
4 2016 Березовская Я.Л., Ли М. Представление об иерархичности в китайской языковой картине мира I Международная научно-практическая конференция «Диалог культур Евразии»
5 2016 Березовская Я.Л. Система китайских имен и фамилий в русском языковом сознании VIII Международная научная конфренция «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах»
6 2016 Березовская Я.Л. Специфика китайской языковой картины мира (по материалам свободного ассоциативного эксперимента) Русский язык как государственный: материалы междунар. заочной науч.-метод. конф.
7 2016 Березовская Я.Л., Шарафутдинова О.И. Учебное пособие для иностранных учащихся: речевые и композиционные особенности НАУКА ЮУРГУ

68-я научная конференция

8 2015 Ли М.-., Березовская Я.Л. Влияние конфуцианства на китайскую языковую картину мира Электронный научный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (ISSN 2410-6682)
9 2015 Лю Ф., Березовская Я.Л. Восприятие китайских обращений носителями русского языка Язык. Культура. Коммуникации
10 2015 Цзоу Д., Березовская Я.Л. Изучение русского языка в Китае Язык. Культура. Коммуникации
11 2015 Кан Д., Березовская Я.Л. Образы природы в художественной системе А. Блока и Сюй Чжимо Электронный научный журнал «Язык. Культура. Коммуникации»
12 2015 Цзяо Ч.-., Березовская Я.Л. Особенности китайских рекламных текстов Электронный научный журнал «Язык. Культура. Коммуникации»
13 2015 Березовская Я.Л. Особенности языковой картины мира носителей китайского языка Вестник ЧелГУ. Филологические науки
14 2015 Березовская Я.Л., Коу С.-. Система образования в России и в Китае Электронный научный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (ISSN 2410-6682)
15 2015 Лю Ч., Березовская Я.Л. Сказки как выражение лингвокультурных представлений народа Язык. Культура. Коммуникации
16 2015 Березовская Я.Л. Современное состояние изучения русского языка в Китае 67 научная конференция «Наука ЮУрГУ», секция «Язык в диалоге культур». Секции социально-гуманитарных наук
17 2015 Березовская Я.Л., Ян Х.-. Специфика изучения русского языка носителями китайского языка Электронный научный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (ISSN 2410-6682)
18 2015 Чжан В.-., Березовская Я.Л. Специфика русского и китайского виртуального дискурса Язык. Культура. Коммуникации

 Участие в конференциях:

Название конференции Дата Место проведения
1. V Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке» 1-5 февраля 2017 г. ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (г. Новосибирск)
2. VIII Международная научная конференция «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» 20-22 апреля 2016 г.  

ФГБОУ ВО «ЧелГУ» (г. Челябинск)

3. Международный форум-семинар «Русские сезоны: дни российской культуры и науки» 12-17 декабря 2016 г. БФУ им. И. Канта (г. Калининград)
4. I Международная научно-практическая конференция «Диалог культур Евразии» 23-25 сентября 2016 г. ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» (г. Челябинск)
5. Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии в преподавании русского языка как иностранного» 25-27 сентября 2015 г. Тяньцзиньский университет иностранных языков (г. Тяньцзинь)
6. XV международный научно-творческий форму «Молодежь в науке и культуре XXI века» 1 ноября 2016 г. ЧГИК (г. Челябинск)

Преподаваемые дисциплины: русский язык как иностранный, семинар по русскому языку как иностранному.

 


Бернат Оксана Станиславовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по  специальности: Учитель русского языка и литературы

Научные достижения

Защита кандидатской диссертации по теме «Лингвистическая эстетика символизма в поэзии М.И. Цветаевой» по специальности 10.02.19 — Теория языка

Преподаваемые дисциплины

Риторика; Деловое общение; Профессиональная риторика; Культура общения; Речевая коммуникация; Деловой иностранный язык; Методика обучения видам речевой деятельности; Иностранный язык; Методы обучения аудированию

Повышение квалификации

– обучение в РУДН по программе «Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации (в 7 федеральных округах)» (Москва, октябрь 2009 г.)

– обучение в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина) по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии» по программе «Преподавание русского языка в вузах РФ как средство расширения зоны влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (Москва, июнь, 2011г.)

– обучение в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по модулю 1 «Современные тенденции преподавания иностранных языков» программы повышения квалификации «Компетентностный подход к тестированию и оценке знаний по иностранным языкам» (Челябинск, февраль, 2014 г.)

Научные интересы

Методика преподавания русского языка как иностранного, лингвистика текста, теория языка, практическая риторика, теория коммуникации.

Монографии и публикации

  1. Бернат О.С. Символика и символизм в поэзии М.И. Цветаевой: монография /О.С. Бернат. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 141 с.
  2. Русский язык для начинающих: методические указания для иностранных студентов, изучающих русский язык / О.С. Бернат, И.Г. Попова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 40 с.
  3. Единый государственный экзамен по русскому языку. Часть С: учебное пособие /О.С. Бернат, Е.В. Ваганова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 67 с.
  4. Русский язык. подготовка к основному государственному экзамену: учебное пособие /О.С. Бернат, Е.В. Ваганова, М.В. Раевская. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 80 с.

 

 


Доронина Елена Геннадьевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка как иностранного»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по специальности: Русский язык и литература (Учитель русского языка и литературы средней школы)

Стаж работы  в ЮУрГУ – 16 лет

Повышения квалификации

2016 г. –  тренинг  «Эффективные сервисы профессиональной и социально-бытовой поддержки иностранных специалистов в российских вузах» (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Сертификат)

2016 г. –  курсы повышения квалификации «Основы работы в учебном портале на платформе с открытым кодом (СДО Moodle)» (Южно-Уральский государственный университет)

2016 г. – курсы повышения квалификации «Методика организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному и комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова)

2016–2017 гг. –  профессиональная переподготовка «Управление проектами по стандартам IPMA» (Южно-Уральский государственный университет; Сертификационный Центр СОВНЕТ-СЕРТ, Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ»)

Научные интересы

Кандидат филологических наук (10.02.01 – русский язык);

Сфера научных интересов: когнитивная лингивистика, лингвокультурология, прагматика, теория речевого воздействия

Регулярно участвует в российских и международных конференциях, посвящённых проблемам преподавания русского языка как иностранного в России и странах ближнего и дальнего зарубежья, в частности:

2016 г. – V Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» (Казань, 4-8 октября 2016 г.);

2016 г. – Международная научно-практической конференция «Русский язык как иностранный в современных социокультурных условиях: состояние и перспективы» (Университет Карфагена Высший институт языков Туниса, 17–20 апреля 2017 г.).

Автор ряда пособий по русскому языку как иностранному.

Имеет более 20 научных публикаций, в том числе работы последних лет:

Доронина, Е.Г. Коммуникативная категория речевого воздействия: способы и средства выражения в публицистическом дискурсе // Проблемы лингвистики: современный подход / Аверина М.А. [и др.]. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2012. – С. 96 – 120.

Доронина, Е.Г. Способы и средства речевого воздействия в публицистическом тексте // Проблемы педагогической теории и практики: сборник научных статей / науч. ред. З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева, Л.П. Юздова. – СПб.: Изд-во БПА, 2012. – С. 113–116.

Доронина, Е.Г. Когнитивный аспект речевого воздействия (на материале медиатекста) // Актуальные проблемы современной лингвистики: антропоцентризм, семантика, прагматика: сб. статей научно-методической конференции кафедры русского языка и МПРЯ (Челябинск, 7–8 февраля 2012 г.) / отв. ред. Т.Е. Помыкалова – Челябинск: Изд-во ООО «Дитрих», 2012. – С. 40–45.

Доронина, Е.Г. Коммуникативно-прагматический анализ медиатекста: поиск интегрированной методологии // Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск, 2013. – №  1 (11). – С.82–89.

Доронина, Е.Г. Общая когнитивная платформа как фактор воздейственности текста // Вестик ЮУрГУ. Серия «Лингвистика».  – Изд-во ЮУрГУ, 2014. – С. 87–91.

Доронина Е. Г. Методы оценки воздействующего потенциала медиатекста // Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск, 2014. – № 1 (13). – С.57–62.

Доронина Е.Г. Когнитивные основы речевого воздействия в межкультурной коммуникации //Евразийский вектор: проблемы международного образования: сборник статей / отв. редактор С.Г. Боталов. – Челябинск: Издательский центр ЮРГУ, 2016. – С. 124–138.

Неоднократно участвовала в работе диссертационных советов по русскому языку в Челябинске и Уфе в качестве оппонента.

Является руководителем проекта «Создание двуязычной среды, формирование языковой и межкультурной компетенции сотрудников» в рамках реализации мероприятий программы по повышению конкурентоспособности ведущих российских вузов (Программа 5-100).

Входила в состав рабочей группы по проведению мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Россотрудничества.

Участвует в реализации проекта «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском»  в соответствии с федеральной целевой программой «Русский язык» на 2016–2020 годы.

Среди реализованных проектов – проведение курсов повышения квалификации для преподавателей вузов и учителей школ в Казахстане, а также мероприятия, направленные на укрепление позиций русского языка в мире – Международные олимпиады по русскому языку как иностранному, Международный конкурс эссе  «Обучение в России: что это значит для моей карьеры», проводившийся в 2014–2015 годах.

Преподаваемые дисциплины:

Русский язык как иностранный

Стилистика современного русского литературного языка

Основы теории тестов и практика тестирования

Лингвоинформационные технологии

Русский язык и культура речи

Стилистика научной речи

 

 

 


Казакова Юлия Викторовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по специальности: Русский язык и литература (Учитель)

Научные достижения

Защита кандидатской диссертации

Преподаваемые дисциплины

Практикум по методам изучения грамматической системы современного русского литературного языка; Стилистика современного русского литературного языка; Деловое общение; Риторика

 Повышение квалификации

— Преподавание русского языка в вузах РФ как средство расширения зоны влияния России в АТР (72 ч.)

— Современные инновационные технологии в обучении РКИ: Школа молодого преподавателя (72 ч.)

 


Маренина Евгения Павловна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Научные интересы русская литература, русский язык как иностранный.

Преподаваемые дисциплины русский язык как иностранный, иностранный язык в профессиональной деятельности.

 Повышение квалификации 

  1. Организация и проведение мотивационно-образовательных мероприятий по русскому языку и литературе» (РУДН, 30.11.2016-1.12.2016, 18часов, удостоверение)
  2. Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» (АНО «Центр развития образования персонала «Универсум», 01.12.2016-21.12.2016, 72 часа, удостоверение)
  3. Теория и практика лингводидактического тестирования. Тестирование трудящихся мигрантов по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ» (ФДО государственного института русского языка им.А.С.Пушкина, 22.05-26.05.2017

 Публикации 

п/п

Наименование и вид работы Издание
1 2 3
1. Экранизация художественного произведения и его театральная постановка на уроках РКИ базового уровня: опыт методической разработки. Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. Мат-лы международной научно-методической конференции. Воронеж, 2010.
 

2.

М. Осоргин: от личности к стилю писателя (на материале «Воспоминаний») Язык. Культура. Коммуникация: мат-лы VI Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Челябинск, 2011.
3. Образ мира в романе «Заря» Б. Зайцева и «Времена» М. Осоргина: опыт стилевого сопоставления. Творчество Б.К. Зайцева и мировая культура. Сб.ст.: Материалы  международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения писателя. 27-29 апреля 2011 года. Орел, 2011.
4. М. Осоргин. «Воспоминания»: от личности писателя к его стилю. Проблемы изучения литературы. Исторические, культурологические, теоретические и методические подходы: сб. науч. тр. – Вып. XII / под ред. Л.И. Миночкиной. Челябинск, 2011.
5. Стилевое воплощение образа мира в романе «Времена» М. Осоргина Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: мат-лы Х всеросс. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. И.А.Дергачева, Екатеринбург, 6-7 окт. 2011 г.: в 3 т. (Сост. А.В.Подчиненов). Екатеринбург 2012. Т.2.
6. Просмотр художественного фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в иноязычной аудитории: опыт методической разработки Русский язык в современном Китае: сб. научно-методических статей II Международной научно-практической конференции (г.Хайлар, КНР, Институт русского языка Хулуньбуирского института, 11-12 апреля 2012 года.) / Забайкал. гос.гум.-пед. ун-т, Хулуньбуирский институт (г.Хайлар), 2012.
7. Принцип антиномичности в стиле М. Осоргина (на материале мемуарной прозы)

 

Текст ХХ века: проблемы поэтики. Челябинск, 2012.
8. Антиномичная природа стиля М.Осоргина Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып.72 №36 (290) 2012. (ВАК)
10. Особенности воплощения линейной и циклической моделей художественного времени в романе «Времена» М. Осоргина Вестник гуманитарного научного образования. Научно-практический журнал. Москва, 2013. №4(30).
11. Особенности организации художественного пространствав романе М. Осоргина «Времена» Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып.78 №16 (307). 2013. (ВАК)
12. Особенности организации условного пространства в романе М. Осоргина «Времена»

 

Lingua Mobilis. Научный журнал. Челябинск, 2013. №4(43).
13. Приемы живописи в романе М. Осоргина «Времена»: к вопросу о стиле писателя Филологические науки . Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота,  2013.  №12  (30): в 2-х ч. Ч.1. (ВАК)
14. Кинематографич-ность романа М. Осоргина «Времена» Материалы третьей Европейской конференции по литературе, филологии и языкознанию. Ассоциация перспективных исследований и высшего образования «Восток-Запад», г. Вена, Австрия. 2014.
15. Особенности использования видеоматериала на занятиях по РКИ Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы 4 международной конференции. Воронеж. 2016.
16. Формирование языковых компетенций в процессе преподавания РКИ военным курсантам Lingua Mobilis. Научный журнал. Челябинск, 2016.
11. Русская литература: от древности до начала ХХ века Русская литература: от древности до начала ХХ века: учеб.метод пособие / авт.сост. В.С. Захаров, Е.П. Маренина. – Челябинск, 2017.
12. Сборник текстов с заданиями по русскому языку как иностранному Сборник текстов с заданиями по русскому языку как иностранному: учеб.пособ / Е.П.Маренина, Е.В.Шестакова. – Челябинск: ФВУНЦ ВВС «ВВА», 2017

 


Панова Роза Сафаргалиевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Шадринский государственный педагогический институт по  специальности: Учитель русского языка и литературы

Челябинский государственный университет, профессиональная переподготовка по программе «Лингвистика и межкультурная коммуникация. Теория языка и культура речи» по специальности — Преподаватель лингвистики и межкультурной коммуникации, теории языка и культуры речи

Научные достижения

Кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения РФ

Преподаваемые дисциплины

Основы профессионально-ориентированного перевода (русский язык), язык региона специализации (русский язык), практикум по культуре речевого общения (русский язык), методика обучения видам речевой деятельности, русский язык как иностранный

Повышение квалификации

— Информационная компетентность преподавателя высшей школы,Челябинский государственный университет, 2012 г.

— Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку как иностранному при получении гражданства РФ, Российский университет дружбы народов, 2009 г.

— Подготовка экспертов ЕГЭ по русскому языку, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2008 г.

— Лингводидактическое тестирование по РКИ (методика проведения тестирования по II, III, IV сертификационным уровням), Санкт-Петербургский государственный университет, 2007 г.

— Русский язык, Казанский госуниверситет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006 г.

— Специфика обучения русскому языку студентов (специалистов) из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2005 г.

— Лингводидактическое тестирование (элементарный, базовый, 1-й уровень системы),  Российский университет дружбы народов, 2005 г.

— Тестирование иностранных граждан по РКИ для приёма в гражданство РФ, Российский университет дружбы народов, 2005 г.

— Стажировка в Хенаньском университете на кафедре русского языка факультета лингвистики, КНР, г. Кайфын, 2003 – 2004 гг.

Научные интересы

Процесс формирования письменной речи, методика преподавания русской грамматики в иностранной аудитории, фонетико-графическая интерференция

 


Раевская Мария Валерьевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка как иностранного»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по специальности: Русский язык и литература (Учитель)

Научные достижения

Защита кандидатской диссертации

Преподаваемые дисциплины

Древнерусский язык; Практикум по истории лингвистических учений; Русский язык. Научный стиль; История лингвистических учений; Старославянский язык; Общее языкознание; Классические и современные концепции отечественной и зарубежной русистики; Практикум по классическим и современным концепциям отечественной и зарубежной русистики

 

 

Савельева Нина Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по специальности: Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в ЮУрГУ —  с апреля 2001 года общий стаж с августа 1999 года.
Научные достижения

Кандидат филологических наук

Научные интересы

Творчество М.А.Булгакова, метафора как языковое явление, русский язык, мировая литература, метафора в языке и в жизни, РКИ

Преподаваемые дисциплины: РКИ все уровни, язык региона специальности (русский), аудирование, культура речи русского языка.

 

 


Тарануха Лариса Вячеславова

преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный, преподаватель Центра тестирования, эксперт ЕГЭ по русскому языку

Подробнее

Образование

Челябинский государственный университет по специальности Русский язык и литература (Филолог, преподаватель)

Преподаваемые дисциплины

Основы теории тестов и практика тестирования, русский язык как иностранный

Повышение квалификации

— «Современные инновационные технологии обучения русскому языку студентов и специалистов из стран АТР», г. Москва, Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина;

— «Применение компьютерных технологий (Word, Excel, PowerPoint) при подготовке электронных пособий» г. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет;

— «Подготовка экспертов единого государственного экзамена по русскому языку», г.Челябинск, ЧИПКРО;

— «Профессионально-педагогическая компетентность предметников, являющихся экспертами единого государственного экзамена. Экспертная деятельность в образовании», г.Челябинск, Государственное бюджетное учреждение

— «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»;

— «Современные тенденции в преподавании иностранных языков. Компетентностный подход к тестированию и оценке знаний по иностранным языкам». г. Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет;

— «Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации», г.Москва, Российский университет дружбы народов;

— «Лингводидактическое тестирование. Государственная система тестирования: элементарный, базовый,1-й уровень системы», г.Москва, Российский университет дружбы народов»;

— «Лингводидактическое тестирование. Тестирование для приёма в гражданство Российской Федерации», г.Москва, Российский университет дружбы народов;

— «Тестирование лиц с ограниченными возможностями», г. Москва, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;

— «Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: научная разработка и практика функционирования. Проведение комплексного экзамена для получения разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание или вида на жительство», г. Москва, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

 


Шарафутдинова Олеся Ильясовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный университет по специальности: Филолог. Преподаватель

Научные достижения

Защита кандидатской диссертации по теме «Речевые средства создания образа ритора в российском политическом дискурсе: динамический аспект» по специальности 10.02.01 – Русский язык

Преподаваемые дисциплины

«Современный русский язык», «Фонетика и фонология современного русского литературного языка», «Русский язык как иностранный».

Руководитель научно-исследовательской практики, курсовых работ и магистерских диссертаций

Повышение квалификации

— «Интеграционный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ для иностранных работников». Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва. 22.12.2014 – 26.12.2014 (удостоверение № 04-11 /934)

— «Преподавание русского языка в вузах РФ как средство расширения зоны влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)». Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва. 17.06.13 – 28.06.13 (удостоверение № 04-11/ 415)

— «Английский язык для академических целей». ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет». 16.01.12 – 30.03.12 (удостоверение № 098/2012-У)

— «Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы». ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет». 28.11.12 – 28.12.12 (удостоверение № 385/2012-У).

«Методика преподавания русского языка как иностранного». Российский университет дружбы народов, г. Москва. 06.07.10 – 15.07.10 (удостоверение № 4375)

— «Лингводидактическое тестирование». Российский университет дружбы народов, г. Москва. 07.07.08 – 18.07.08 (удостоверение № 95120)

— «Тестирование иностранных граждан по РКИ для приема в гражданство Российской Федерации». Российский университет дружбы народов, г. Москва. 07.07.08 – 18.07.08 (удостоверение № 1010)

Научные интересы

Русский язык как иностранный и методика его преподавания, политическая лингвистика, риторика, морфология и словообразование современного русского языка

Монографии и публикации

  1. Шарафутдинова О.И., Березовская Я.Л. Детская литература на уроках русского языка как иностранного: учебное пособие для изучающих русский язык (учебное пособие). — Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010
  2. Шарафутдинова О.И., Месеняшина Л.А. Основы риторических знаний: учеб. пособие (учебное пособие). — Челябинск: Энциклопедия, 2010
  3. Шарафутдинова О.И. Специфика изучения русского языка как родного и иностранного (нормативный аспект)(статья)Рекомендовано ВАК. — Вестник Челябинского государственного университета. 2011. Вып. 60, № 33. Филология. Искусствоведение. С. 276–278
  4. Шарафутдинова О.И. Проблемы классификации ошибок в речи иностранных учащихся(статья). — Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы 2-й международной научно-методической конференции. Воронеж: Истоки, 2012. С. 244–249
  5. Шарафутдинова О.И. Роль грамматики в описании образа мира(в аспекте преподавания русского языка как иностранного)(статья)Рекомендовано ВАК. — Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. Вып. 3 (51). С. 237–241
  6. Шарафутдинова О.И. Языковые, речевые и коммуникативные ошибки в аспекте изучения русского языка как иностранного. — Русский язык в странах СНГ: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2012. С.216-220
  7. Шарафутдинова О.И. Изучение русского языка: система, норма и чувство языка (статья). — Челябинский гуманитарий. 2013. № 2 (23). С.44–48
  8. Шарафутдинова О.И., Березовская Я.Л., Ведякова Н.А., Голованова И.Ю.Хохловская О.Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособие (учебное пособие). — Челябинск: Цицеро, 2013
  9. Шарафутдинова О.И. Речевые средства создания образа ритора в советском политическом дискурсе начала 60-х годов ХХ века. — Вестник Челябинского государственного университета. 2014. Вып. 92, № 23. Филология. Искусствоведение. С. 98-102
  10. Шарафутдинова О.И. Проблемы адаптации художественного текста (на материале детской литературы). — Наука ЮУрГУ: материалы  66 научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. С. 593–598
  11. Шарафутдинова О.И. Типичные грамматические ошибки в речи инофонов как отражение образа мира. — Reosiahag: Journal of Institute for Russian and Altaic Studies Chungbuk National University. 2014. № 10. С. 269–282
  12. Шарафутдинова О.И., Ведякова Н.А., Голованова И.Ю., Хохловская О.Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособие (учебное пособие). — Челябинск: Цицеро, 2013

 

Методические пособия преподавателей:

Березовская Я. Л., Шарафутдинова О. И. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ЧТЕНИЕ: учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 135 с.

Методы обучения аудированию: методические указания / составитель Ю.В. Казакова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 16 с. — [ссылка]

Методика обучения видам речевой деятельности: хрестоматия / сост. Е.Г. Доронина. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 57 с. — [ссылка]

Основы теории тестов и практика тестирования по русскому языку: методические указания / сост. О.И. Шарафутдинова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 40 с.

Русский язык и культура речи: методические указания  по выполнению самостоятельных работ/ сост. Е.Г. Доронина. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 24 с. — [ссылка]

Семинар по русскому языку как иностранному: методические указания  / сост. Е.Г. Доронина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 32 с. — [ссылка]