Челябинские ученые установили, что россияне полюбили деньги
Сравнительные исследования, проводимые учеными Южно-Уральского госуниверситета в 2012 и 2024-2025 годах, показали, что ценности «достаток» и «деньги» спустя 13 лет остаются для россиян основополагающими. Притом, деньги и достаток у молодежи и старшего поколения, несмотря на социальный и экономический кризис, все чаще ассоциируются с позитивными образами
Совокупно в исследовании приняли участие более семисот челябинцев в двух возрастных группах: от 17 до 22 лет и от 45 лет и старше. Чтобы оценить влияние финансовых убеждений старшего поколения на те же убеждения у младшего поколения, ученые намеренно не опрашивали людей средней возрастной группы
Ольга Чиркова, старший преподаватель кафедры лингивистики и перевода ЮУрГУ, путем анкетирования респондентов выявила порядка тридцати трех общечеловеческих ценностей, среди которых «любовь», «семья», «природа», «Родина», «справедливость», «достоинство», «честь», «долг», «здоровье», «щедрость», «дети» и другие. Самыми популярными и к тому же малоисследованными из списка оказались понятия «деньги» и «достаток»
Психолингвистическое исследование проводилось в несколько этапов: опрос, выявляющий главные ценности респондентов, затем классифицирование ответов по группам; на этапе свободного ассоциативного эксперимента представители младшего и старшего поколений писали личную ассоциацию к каждому из тридцати трех слов-стимулов
Согласно результатам эксперимента, в 2024−2025 годах молодежь воспринимает деньги, прежде всего, как «ресурс», в то время как в 2012 году деньги у молодых людей ассоциировались с понятием богатства. Старшее поколение 13 лет назад в основной массе называло деньги «злом», «бумагой», и лишь меньшинство ассоциировали их с «достатком» и «богатством», «трудом» и «работой»
Достаток респонденты из обеих групп продолжают отождествлять, в первую очередь, с деньгами и демонстрируют позитивное отношение к понятию («счастье», «хорошо», «достоинство», «обеспеченность»). Единично встречаются ответы, подразумевающие достаток моральный или духовный
Исследование челябинских ученых подтвердило гипотезу о том, что младшее поколение перенимает восприятие ценностей у старшего, которое либо напрямую, либо опосредованно, сознательно или неосознанно транслирует свое отношение к «деньгам» и «достатку» молодым людям
«Нам важно было отследить, воспринимает ли младшее поколение то, чем живет старшее: бабушки, дедушки, преподаватели и другие представители, – уточнила Ольга Чиркова. – Оказалось, что да, молодежь перенимает взгляды старших. Неким «водоразделом» для поколений в исследовании стал развал Советского Союза в 1991 году. Потому что после распада СССР поменялись политическая и экономическая формации государства. Прежде мы жили при коммунизме, строили социализм, была плановая экономика, и в определенный момент страна перестроилась полностью: возникли капитализм, демократия, сопровождавшиеся мощными экономическими кризисами, которые отразились на отношении старшего поколения к привычным ценностям»
Около 40% представителей обеих возрастных групп сегодня ассоциируют деньги с позитивными образами («благо», «уверенность», «самостоятельность», «легкость»), 40% имеют нейтральное отношение к деньгам («власть», «тратить», «покупки», «получать»), или лишь оставшиеся 20% воспринимают их негативно («зло», «грязь», «беда»)
Такое позитивное восприятие ценностей «деньги» и «достаток» челябинские ученые связывают с обилием возможностей их заработать, прикладывая минимум усилий. Не последнюю роль в этом играет Интернет, в частности – соцсети, а также возможность работать онлайн вне зависимости от профессии (сегодня даже врачи консультируют онлайн). Исследователи отмечают, что связь между трудом, работой и полученным вознаграждением в сознании людей становится тоньше: постепенно экономика все больше перемещается в онлайн плоскость, и мы больше пользуемся онлайн-деньгами
Результаты исследования актуальны политикам и депутатам для выстраивания эффективной коммуникации со своими избирателями, преподавателям социологии в вузах и научному сообществу для проведения смежных исследований
Copyright © 2025 Институт лингвистики и международных коммуникаций. All Rights Reserved.


