Преподаватели ИЛиМК выяснили, какие навыки будущего формирует цифровая образовательная среда

/ 10 августа, 2020

Современному успешному специалисту недостаточно совершенствовать профессиональные компетенции. Он должен обладать неспециализированными навыками, которые позволяют генерировать идеи, мыслить системно и взаимодействовать с людьми. Эти компетенции формируются еще во время учебы. Какие именно навыки ценят работодатели и учащиеся в эпоху «Индустрии 4.0» и как современные преподаватели могут помочь в развитии компетенций – выяснили лингвисты Южно-Уральского государственного университета. Статья по результатам исследования опубликована в журнале первого квартиля “International Journal of Instruction” (индексируется Scopus).

Переход к «Индустрии 4.0» ознаменован все большим погружением в цифровую реальность. Новые требования предъявляются не только к производствам, но и к их сотрудникам. Последние должны обладать такими компетенциями, как адаптивность, креативность, цифровая грамотность, эмоциональный интеллект и другие.

«В новую индустриальную эпоху принципиально меняется роль преподавателей. Прежняя основная функция педагога – трансляция знаний – сместилась к техническим и информационным средствам обучения, наделив современного педагога ролью проводника в мир информации. Преподаватели помогают обучающимся выбирать надежные источники, отделять важные данные от несущественных и превращать осмысленные студентами материалы в знания. Кроме того, именно на преподавателях лежит ответственность за привитие студентам тех компетенций, которые особенно ценят работодатели», – отметила директор Института лингвистики и международных коммуникаций Елена Ярославова.

На какие надпрофессиональные навыки (softskills) обращают внимание студенты и работодатели, выяснили преподаватели ИЛиМК Южно-Уральского государственного университета. Доцент кафедры «Иностранные языки», к.ф.н. Татьяна Передриенко, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Оксана Белкина и директор Института лингвистики и международных коммуникаций, к.п.н. Елена Ярославова провели анонимное анкетирование, чтобы определить составляющие элементы современных компетенций, которые будут наиболее приоритетными в обучении, а позже и в профессиональной деятельности будущих специалистов.

«Изучив соответствующие труды ученых, документы ЮНЕСКО, бизнес-обзоры промышленных стейкхолдеров, и разумеется, опираясь на собственный опыт преподавания, мы выявили, исследовали и разработали детальную типологию 6 надпрофессиональных навыков, сделав особый акцент на их трансформации на протяжении четырёх значимых этапов развития образования для понимания того, какие составляющие элементы данных компетенций будут наиболее приоритетными в обучении и позже, в профессиональной деятельности будущих специалистов. Это – цифровая грамотность, критическое мышление, креативность, навык решения проблем, командной работы, межкультурной коммуникации. Ключевым моментом работы на данном этапе исследования стал анализ потребностей как работодателей, так и студентов при ранжировании 6 вышеозначенных компетенций. Опрос прошли 45 студентов-бакалавров и 45 работодателей. Для подтверждения достоверности полученных результатов в формате случайной выборки дополнительно были опрошены 10 студентов и работодателей, которые полностью подтвердили, что выделенные нами навыки сегодня наиболее востребованы», – рассказала Оксана Белкина.

Авторы исследования выяснили, что важнее всего для студентов цифровая грамотность, критическое мышление и навык решения проблем. О развитии креативности, умения работать в команде и вести межкультурную коммуникацию они задумываются меньше. В то же время работодатели по-другому оценивают важность компетенций: так, большинство хочет видеть сотрудников, умеющих решать проблемы, мыслить критически и работать в команде. Менее важны для них цифровая грамотность, креативность и межкультурная коммуникация.

Для формирования этих компетенций нужна инновационная образовательная среда. Поскольку в современных университетах, к которым относится ЮУрГУ, обучаются студенты из многих стран, именно многоуровневая языковая среда обладает необходимым инструментарием для продуктивного цифрового обучения. Преподавателям необходимо использовать современные технологии для формирования не только вторичной языковой личности студентов, но и востребованных на рынке труда компетенций.

«Чтобы найти наиболее подходящую форму обучения в новой образовательной среде, педагогам теперь приходится сочетать традиционное преподавание „лицом к лицу“ в аудитории с использованием смешанных сред вне класса, а также с применением различных цифровых платформ и ресурсов. Кроме того, необходимо направлять студентов по индивидуальным траекториям, предоставляя им возможности для персонализации их учебного пути. Поскольку постоянно появляются новые образовательные возможности и ресурсы, преподаватель должен быть проинформирован о них, уметь ориентироваться в них, предлагать наиболее полезные своим студентам и дополнительно следить за их работой и прогрессом», – пояснила Татьяна Передриенко.


На фото: авторы научного исследования Оксана Валентиновна Белкина, Татьяна Юрьевна Передриенко, Елена Николаевна Ярославова

Например, среди студентов ЮУрГУ большим спросом пользуется факультативный курс по надпрофессиональным компетенциям, разработанный Норбертом Бергером, сотрудником кафедры «Иностранный язык» и профессором из Университета Граца. В рамках этого курса обучающиеся в тандеме со студентами из Австрии и Великобритании овладевают навыками выступления на конференциях, ведения переговоров. Студенты участвуют в онлайн-проектах и одновременно изучают английский язык. Преподаватели-лингвисты самого крупного вуза на Южном Урале тоже разрабатывают курсы на основе корпоративной системы управления обучением Moodle. Они включают взаимосвязанные модули по разным языковым аспектам. Для каждой специальности создается индивидуальный курс ESP.

Такой подход, считают исследователи, позволяет студенту формировать надпрофессиональные компетенции вместе с изучением языка и выходить на рынок труда после окончания обучения конкурентоспособным специалистом.

Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегий научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В рамках данных направлений исследуются объекты металлургии, машиностроения, энергетики, ЖКХ, безопасного пространства городской инфраструктуры и комфорта человека.

ЮУрГУ – участник Проекта 5-100, призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Copyright © 2020 Институт лингвистики и международных коммуникаций. All Rights Reserved.

Покинуть Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать это HTML метки и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
*
*

Это как? *