Состав кафедры

Заведующий кафедрой
Харченко Eлена Владимировна
доктор филологических наук, профессор
Email: 
Подробнее

Образование

ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», получила диплом с отличием.

В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 2004 – диссертацию на звание доктора филологических наук.

Стаж научно-педагогической работы составляет 23 год, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации 21 лет.

Преподаваемые дисциплины

«Современный русский язык», «История и методология науки», «Лингвокультурология и этнопсихолингвистика» для иностранных студентов, «Тренинг профессионально ориентированной риторики и дискуссий», «Риторика», «Психолингвистика» для бакалавров и магистров, «Теория языка и проблемы современного образования», «Основы научного стиля», «Современные научные парадигмы и методология лингвистических исследований» для аспирантов. Организует самостоятельную работу слушателей и осуществляет качественное руководство самостоятельной работой.

Повышение квалификации

  • в 2012 году в Челябинском отделении профессиональной психотерапевтической лиги по программе «Практическая конфликтология. Медиативная компетентность» – 40 часов;
  • в 2013 году в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» по программе «Научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы» – 72 часа;
  • в2015 годувФГБОУВПО«ЮУрГУ» «English for General and Academic Purposes/ Pre-Intermediate» – 120 часов;
  • в 2016 году в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» «Основы работы в учебном портале на платформе с открытым кодом (СДО Moodle)» – 72 часа.

Научные исследования под руководством проф. Е.В. Харченко неоднократно были поддержаны:

  • Министерством образования и науки: «Выявление особенностей образов мира у носителей разных культур как противодействие экстремизму и терроризму» (2011–2012).
  • Министерством образования и науки в рамках ФЦП «Русский язык на 2016-2020 годы»: «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском» (2016–2017).

Иные достижения

Является членом профессиональных организаций:

  • Ассоциации исследователей и преподавателей риторики (Москва),
  • Национального общества прикладной лингвистики (Москва),
  • Российской коммуникативной ассоциации (РКА) (Москва),
  • ISAPL (Международное общество прикладной психолингвистики).

Член диссертационного совета Д 999.060.02 по психологии в Южно-Уральском государственном университете (специальности: 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки) .

Ведет активную общественную работу в Совете по русскому языку и российской словесности при Министерстве образования Челябинской области, является лектором общественной организации «Общество «Знание»» России.

Разработала тесты и участвует в работе комиссии по признанию иностранных граждан носителями русского языка в Управлении по вопросам миграции.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю и плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, Почетной грамотой Министерства образования и науки Челябинской области за большой вклад в развитие русского языка и российской словесности в Челябинской области, Благодарственным письмом Губернатора Челябинской области в связи с 20-летием Совета по русскому языку и российской словесности.

Публикации

Имеет 153 публикации, из них 16 учебно-методических и 137 научные работы, используемые в педагогической практике.

  1. Харченко, Е. В. Восприятие и понимание научного дискурса [Текст] / Е. В. Харченко, М. А. Занина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2011. – № 1 (218). – С. 34–37.
  2. Харченко, Е.В. Восприятие и понимание в профессиональном общении [Текст] / Е. В. Харченко // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 24. – С. 48–50.
  3. Харченко, Е. В. Славянский ассоциативный словарь как модель образа мира [Текст] / Е. В. Харченко // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2011. – № 3 (33). – С. 33–40.
  4. Харченко, Е. В. Новое призвание филологов: лингвистика организации [Текст] / Е. В. Харченко, Л. А. Шкатова // Вестник Новосибирского университета. Серия: История, филология. 2012. – Т. 11. Вып. 9. – С. 235–240.
  5. Харченко, Е. В. Новые тенденции в языке и культуре современных российских организаций [Текст] / Е. В. Харченко, Л. А. Шкатова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. – Вып.73, № 1 (292). – 2013. – С. 136–141.
  6. Харченко, Е. В. Информационная безопасность в условиях экстремальных ситуаций (на примере восприятия челябинцами метеоритного дождя) [Текст] / Е. В. Харченко // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. – 2013. – Вып. 81, № 22 (313). – С. 225–230.
  7. Харченко, Е. В. Лингвистика в контексте культуры [Текст] / Е. В. Харченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – Т. 10. № 1. – 2013. – С. 136–137. (ИФ 0,040).
  8. Харченко, Е. В. Образ собеседника в языковом сознании носителей русской и китайской культур (на примере русско-китайских переговоров) [Текст] / Е. В. Харченко, Нин Хуай Ин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – Т. 10. № 2. – 2013. – С. 54–61. (ИФ 0,040).
  9. Харченко, Е. В. Языковые средства и приемы обольщения потребителя на примере дискурса почтовых отправлений коммерческих организаций)[Текст] / Е. В. Харченко, Л. А. Шкатова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение.– 2014. – Вып. 88, № 6 (335). – С. 102–106. (ИФ 0,102).
  10. Харченко, Е. В. Я-идентификация современных студентов (на примере ассоциативного эксперимента) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2014. – Т. 11. – № 1. – С. 53–57.(ИФ 0,040).
  11. Харченко Е.В.. Когнитивные модели речевого поведения сотрудников российской организации / Л. А. Шкатова, Е. В. Харченко // Когнитивные исследования языка / Гл. ред. серии Н. Н. Болдырев. – М. : Институт языкознания РАН; Тамбов : Издательский дом Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина; Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета. – Вып. XVIII: Язык, познание, культура: методология когнитивных исследований / Отв. ред. вып. Е. И. Голованова. 2014. – С. 172-174.
  12. Харченко Е.В., Нин Х.И. Инструктивные тексты как попытка преодолеть «патологичность» межкультурного общения// Вопросы психолингвистики, 2015. — № 2 (24). С. 186-195.
  13. Харченко Е.В. Носитель русского языка как объект филологического исследования// Вестник ЧелГУ, 2015

Научные интересы

теория языка, психолингвистика, социолингвистика, теория дискурса, текстология, профессиональное общение, организационная лингвистика

 

 

Преподаватели кафедры


Березовская Ядвига Леонидовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский языка как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный университет по специальности: Филолог. Преподаватель

Научные достижения

защита кандидатской диссертации на тему «Организационный дискурс коммерческих фирм» по специальности 10.02.19 — Теория языка

2014 г. – руководство Научно-методическим и координационным центром «Институт Пушкина» ЮУрГУ в рамках проекта Министерства образования и науки РФ по поддержке русского языка и образования на русском языке

Стаж научно-педагогической деятельности – 13 лет.

Повышения квалификации (с 2015 г.)

English for  Communication: Elementary
Актуальные вопросы изучения русского языка как неродного
Методика преподавания русского языка как иностранного
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
English for Communication: Pre-Intermediate
Сетевое взаимодействие как условие эффективного функционирования центров партнерской сети «Институт Пушкина»
Chenese Courses
Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации (в 7 федеральных округах)
English for General and Academic Purposes. Pre-Intermediate
English for Communication: Beginner
Русский язык и образование на русском в системе международного позиционирования России
English for Academic Purposes
Основы работы в учебном портале на платформе с открытым кодом (СДО Moodle)»
Лингвистика и филология. Теория и методика преподавания в организации высшего образования
Лингва. Уровень А2
Передовые методы и методики обучения молодых ученых технических специальностей иностранному языку
Методы и подходы в преподавании русского языка, истории России и основ законодательства РФ для сдачи интеграционного экзамена
Менеджмент (офис-менеджер)
Электронное обучение в вузе: оценка качества электронного учебного курса
Актуальные вопросы работы ученых и диссертационных советов по аттестации научных и научно-педагогических кадров
Национальная система тестирования по русскому языку как элемент реализации языковой политики государства. Технологии создания и использования тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса
Динамические процессы в современном русском языке
Современные образовательные технологии
Актуальные вопросы работы диссертационных советов
Обучение и проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций

Научные интересы: языковая картина мира, организационный дискурс, русский язык как иностранный.

Проекты: ФЦПРЯ «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском» по Соглашению № 09.Y70.25.0165 от 07 декабря 2016г.

 Публикации (с 2015 г.):

КОНЦЕПТОСФЕРА «РОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ» В ОБУЧЕНИИ КИТАЙЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СПЕЦИФИКА МЕЛОДИЧЕСКОГО КОНТУРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ВОСПРИЯТИИ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
DIDACTIC POTENTIAL OF CONCEPTOSPHERE OF RUSSIAN VALUES: IN THE ASPECT OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO CHINESE STUDENTS
A TECHNIQUE FOR DEVELOPING PRONUNCIATION SKILLS AS THE BASIS FOR COMMUNICATIVE COMPETENCE: USE OF ELECTRONIC COURSEWARE
The process of formation of values in its orientation to the linguistic consciousness of members of a certain socio-cultural community
Лингвистические основы электронного обучающего курса по русской фонетике
Лингвокультурный аспект иноязычного текста (на материале русского языка)
TEACHING RUSSIAN PHONETICS TO ARABIC AND CHINESE  SPEAKERS: PROSPECTS OF USING PHONETIC VIRTUAL  COURSEWARE
Особенности интонационной системы русского языка: сопоставительно-дидактический аспект
Сопостаительный аспект суперсегментных средств в русском и китайском языках при обучении РКИ
Фонетический аспект изучения грамматической формы слова в русском языке
DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL LINGUISTICS
Из опыта проведения Всероссийской акции «Тотальный диктант» для иностранных учащихся
Лингвокультурема «Китай» в восприятии носителей русского языка
Представление об иерархичности в китайской языковой картине мира
Система китайских имен и фамилий в русском языковом сознании
Специфика китайской языковой картины мира (по материалам свободного ассоциативного эксперимента)
Учебное пособие для иностранных учащихся: речевые и композиционные особенности
Влияние конфуцианства на китайскую языковую картину мира
Восприятие китайских обращений носителями русского языка
Изучение русского языка в Китае
Образы природы в художественной системе А. Блока и Сюй Чжимо
Особенности китайских рекламных текстов
Особенности языковой картины мира носителей китайского языка
Система образования в России и в Китае
Сказки как выражение лингвокультурных представлений народа
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ
Специфика изучения русского языка носителями китайского языка
Специфика русского и китайского виртуального дискурса
Образная система русских и китайских народных сказок как отражение языковой картины мира
Система русских обращений в языковом сознании носителей китайского языка
Формулы обращений в китайском речевом этикете
Лингвострановедческий комментарий при изучении русского
языка как иностранного
Овладение лексическим минимумом на элементарном уровне при изучении русского языка как иностранного
Соотношение понятий «PR-текст» и «рекламный текст» (на примере русских и китайских текстов агентств недвижимости)
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ PR-ТЕКСТОВ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ
Лингвострановедческий аспект обучения русскому языку как иностранному на базовом уровне (на региональном материале)
Организационная лингвистика как новое практическое направление
Способы освоения лексического состава русского языка
Образ руководителя в профессиональной коммуникации (на региональном материале)
Общий презентор как бизнес-текст деловой коммуникации
Роль лингвиста в формировании и поддержании культуры организации
Руководитель как профессионал (на примере коммерческих организаций Челябинска)
Теоретические аспекты изучения организационной культуры
Использование текстов сказок о животных в преподавании русского языка как иностранного
Коммуникативная личность руководителя
Принципиальные подходы к реализации направления «филология» в кредитно-модульном формате в России и за рубежом
Теоретико-методологический аспект языка
Восприятие вербальных компонентов сотовых операторов г. Челябинска
Контент-анализ рекламных текстов консалтинговых компаний г. Челябинска
Лингвокультурная грамотность как основа коммуникативной компетенции
Миссия как показатель вербального имиджа предприятия (на примере организация г. Челябинска)
Национально-культурная специфика профессионального общения в России (на примере челябинских коммерческих организаций)
Норма в речевом поведении профессионала
Опыт описания коммуникативной личности профессионала
Практика реализации основных образовательных программ в кредитно-модульном формате по направлению подготовки «Филология» в европейских высших учебных заведениях

Преподаваемые дисциплины: русский язык как иностранный, семинар по русскому языку как иностранному.

 


Бернат Оксана Станиславовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по  специальности: Учитель русского языка и литературы

Научные достижения

Защита кандидатской диссертации по теме «Лингвистическая эстетика символизма в поэзии М.И. Цветаевой» по специальности 10.02.19 — Теория языка

Преподаваемые дисциплины

Риторика; Деловое общение; Профессиональная риторика; Культура общения; Речевая коммуникация; Деловой иностранный язык; Методика обучения видам речевой деятельности; Иностранный язык; Методы обучения аудированию

Повышение квалификации

– обучение в РУДН по программе «Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации (в 7 федеральных округах)» (Москва, октябрь 2009 г.)

– обучение в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина) по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии» по программе «Преподавание русского языка в вузах РФ как средство расширения зоны влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (Москва, июнь, 2011г.)

– обучение в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по модулю 1 «Современные тенденции преподавания иностранных языков» программы повышения квалификации «Компетентностный подход к тестированию и оценке знаний по иностранным языкам» (Челябинск, февраль, 2014 г.)

Научные интересы

Методика преподавания русского языка как иностранного, лингвистика текста, теория языка, практическая риторика, теория коммуникации.

Монографии и публикации

  1. Бернат О.С. Символика и символизм в поэзии М.И. Цветаевой: монография /О.С. Бернат. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 141 с.
  2. Русский язык для начинающих: методические указания для иностранных студентов, изучающих русский язык / О.С. Бернат, И.Г. Попова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 40 с.
  3. Единый государственный экзамен по русскому языку. Часть С: учебное пособие /О.С. Бернат, Е.В. Ваганова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 67 с.
  4. Русский язык. подготовка к основному государственному экзамену: учебное пособие /О.С. Бернат, Е.В. Ваганова, М.В. Раевская. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 80 с.

 

 

 


Доронина Елена Геннадьевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка как иностранного»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по специальности«Русский язык и литература»  (Учитель русского языка и литературы)

Профессиональная переподготовка по  программе «Лингвистика и филология. Теория и методика преподавания в организации высшего образования» (преподаватель высшей школы), 2019 г.

Профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент организации. Управление образовательным процессом в университете», 2012 г.

Стаж работы  в ЮУрГУ – 20 лет

Повышения квалификации

2020 г. – «Актуальные вопросы изучения русского языка как неродного» (ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», г. Екатеринбург)

В 2018 году в Южно-Уральском государственном университете по программе «English for General and Academic Purposes. Upper-intermediate» –120 часов;

В 2018 году в Южно-Уральском государственном университете по программе «Лингвистическая дискурсология» – 36 часов и др.

2016 г. –  тренинг  «Эффективные сервисы профессиональной и социально-бытовой поддержки иностранных специалистов в российских вузах» (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Сертификат)

2016 г. –  курсы повышения квалификации «Основы работы в учебном портале на платформе с открытым кодом (СДО Moodle)» (Южно-Уральский государственный университет)

2016 г. – курсы повышения квалификации «Методика организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному и комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова)

2016–2017 гг. –  профессиональная переподготовка «Управление проектами по стандартам IPMA» (Южно-Уральский государственный университет; Сертификационный Центр СОВНЕТ-СЕРТ, Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ»)

Научные интересы
психолингивистика, лингвокультурология, прагматика, теория речевого воздействия

Научные достижения

Кандидат филологических наук (10.02.01 – русский язык);

Регулярно участвует в российских и международных конференциях, посвящённых проблемам преподавания русского языка как иностранного в России и странах ближнего и дальнего зарубежья, в частности:

Международный  российско-азиатский симпозиум «Образ России в международном образовательном пространстве: евро-азиатский вектор» 27 – 28 ноября 2020 год.

II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме «ВОСТОК–ЗАПАД: пересечения культур» (2-5 октября 2019, Киото, Япония)

II Международный форум «Русистика в России и Китае: инновационные практики» (17.06.2019-21.06.2019), г. Якутск.

XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ» (06.06.2019-08.06.2019), г. Москва

VII-я Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации» (06.06.2019-06.06.2019), г. Москва

Международная научная конференция «лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике» (Тяньцзинь, Китай, 2018).

2016 г. – V Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» (Казань, 4-8 октября 2016 г.);

2016 г. – Международная научно-практической конференция «Русский язык как иностранный в современных социокультурных условиях: состояние и перспективы» (Университет Карфагена Высший институт языков Туниса, 17–20 апреля 2017 г.).

Неоднократно участвовала в работе диссертационных советов по русскому языку в Челябинске и Уфе в качестве оппонента.

Входила в состав рабочей группы по проведению мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Россотрудничества.

Участвовала в реализации проекта «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском»  в соответствии с федеральной целевой программой «Русский язык» на 2016–2020 годы.

Среди реализованных проектов – проведение курсов повышения квалификации для преподавателей вузов и учителей школ в Казахстане, а также мероприятия, направленные на укрепление позиций русского языка в мире – Международные олимпиады по русскому языку как иностранному, Международный конкурс эссе  «Обучение в России: что это значит для моей карьеры», проводившийся в 2014–2015 годах.

Публикации

Автор ряда пособий по русскому языку как иностранному, в том числе:

  1. Доронина, Е.Г. Стилистика: учеб. пособие для иностранных студентов. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2018. – 60 с.
  2. Доронина, Е.Г. Причастие: интерактивное пособие для иностранных учащихся / Е.Г. Доронина, А.Е. Можеевская, Ю.В. Казакова. – Электрон. мультимед. дан. (72 Мб).
  3. Информационные технологии в лингвистике: методические указания по выполнению самостоятельной работы / составитель Е.Г. Доронина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 28 с.
  4. Основы теории тестов: методические указания по выполнению самостоятельной работы / составитель Е.Г. Доронина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 19 с.

Имеет более 20 научных публикаций, в том числе работы последних лет:

КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ИНОКУЛЬТУРНОГО ТЕКСТА В КУРСЕ РКИ // Когнитивные исследования языка (в соавт. с Ю.В. Казаковой, Е.П. Ульяновой)

ANALYSIS OF SPEECH SAMPLES AS A MEANS OF INTENSIFICATION OF TEACHING PHONETICS OF A FOREIGN LANGUAGE Katsay D.A., Doronina E.G., KazakovaYu.V., Kharchenko E.V., Isupova T.D 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation, Spain, 2017.  pp. 2771-2778.

EDUCATIONAL RESOURCES FOR TEACHING OF PHONETICS OF A FOREIGN LANGUAGE ON THE INTERNET Kharchenko, E. Doronina, Y.Kazakova, O. Elagina, L. Shestakova 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation, Spain, 2017.  pp. 2793-2797

ETHNOCULTURAL ASPECTS OF  WRITINGS SCIENTIFIC TEXTS E.G. Doronina, I.V. Kazakova. II World Congress in Real and Virtual Mode East-West: the Intersection of Cultures, Japan, 2019. pp. 655-660.

Доронина, Е.Г. Коммуникативная категория речевого воздействия: способы и средства выражения в публицистическом дискурсе // Проблемы лингвистики: современный подход / Аверина М.А. [и др.]. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2012. – С. 96 – 120.

Доронина, Е.Г. Способы и средства речевого воздействия в публицистическом тексте // Проблемы педагогической теории и практики: сборник научных статей / науч. ред. З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева, Л.П. Юздова. – СПб.: Изд-во БПА, 2012. – С. 113–116.

Доронина, Е.Г. Когнитивный аспект речевого воздействия (на материале медиатекста) // Актуальные проблемы современной лингвистики: антропоцентризм, семантика, прагматика: сб. статей научно-методической конференции кафедры русского языка и МПРЯ (Челябинск, 7–8 февраля 2012 г.) / отв. ред. Т.Е. Помыкалова – Челябинск: Изд-во ООО «Дитрих», 2012. – С. 40–45.

Доронина, Е.Г. Коммуникативно-прагматический анализ медиатекста: поиск интегрированной методологии // Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск, 2013. – №  1 (11). – С.82–89.

Доронина, Е.Г. Общая когнитивная платформа как фактор воздейственности текста // ВестикЮУрГУ. Серия «Лингвистика».  – Изд-во ЮУрГУ, 2014. – С. 87–91.

Доронина Е. Г. Методы оценки воздействующего потенциала медиатекста // Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск, 2014. – № 1 (13). – С.57–62.

Доронина Е.Г. Когнитивные основы речевого воздействия в межкультурной коммуникации //Евразийский вектор: проблемы международного образования: сборник статей / отв. редактор С.Г. Боталов. – Челябинск: Издательский центр ЮРГУ, 2016. – С. 124–138.

Преподаваемые дисциплины
Русский язык как иностранный, Методика обучения видам речевой деятельности, Стилистика современного русского литературного языка, Основы теории тестов и практика тестирования, Русский язык и культура речи, Стилистика научной речи

 

 

 


Казакова Юлия Викторовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по специальности: Русский язык и литература (Учитель)

Научные достижения

Защита кандидатской диссертации

Преподаваемые дисциплины

Практикум по методам изучения грамматической системы современного русского литературного языка; Стилистика современного русского литературного языка; Деловое общение; Риторика

 Повышение квалификации

— Преподавание русского языка в вузах РФ как средство расширения зоны влияния России в АТР (72 ч.)

— Современные инновационные технологии в обучении РКИ: Школа молодого преподавателя (72 ч.)

 

 


Ульянова Евгения Павловна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование
Филологический факультет Института гуманитарного образования Челябинского государственного университета по специальности: Филолог. Преподаватель

Научные достижения
защита кандидатской диссертации по специальности 10.01.01 Русская литература по теме: «Времена» М.Осоргина: стиль и контекст

Научные интересы
русская литература, литература русского зарубежья, преподавание литературы, преподавание общеобразовательных предметов в аудитории иностранных студентов, методика преподавания РКИ,  мультимедийный технологии в обучении

 

Преподаваемые дисциплины
Устное народное творчество, Древнерусская литература, Русская литература XVIII века, Русская литература XIX века,  Русская литература XX-XXI веков, Иностранный язык в профессиональной деятельности, Семинар РКИ,  Русский язык как иностранный

 Повышение квалификации 

  1. Организация и проведение мотивационно-образовательных мероприятий по русскому языку и литературе» (РУДН, 30.11.2016-1.12.2016, 18часов, удостоверение)
  2. Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» (АНО «Центр развития образования персонала «Универсум», 01.12.2016-21.12.2016, 72 часа, удостоверение)
  3. Теория и практика лингводидактического тестирования. Тестирование трудящихся мигрантов по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ» (ФДО государственного института русского языка им.А.С.Пушкина, 22.05-26.05.2017)
  4. «Методика подготовки научной статьи» (ЮУрГУ, 15 июня 2020 — 18 августа 2020, 80 часов, удостоверение)
  5. «Довузовский этап подготовки иностранных граждан: обучение общеобразовательным предметам» (РУДН, 07.10.2019 — 18.10.2019, 72 ч., удостоверение)
  6. «Лингвистическая дискурсология» (ЮУрГУ, 28 мая 2018 — 30 мая 2018, 24 часа, удостоверение)

 Публикации

п/п

Наименование и вид работы Форма работы Выходные данные Объем

(стр.)

Соавторы
1. Особенности воплощения линейной и циклической моделей художественного времени в романе «Времена» М. Осоргина Печат-ные Вестник гуманитарного научного образования. Научно-практический журнал. Москва, 2013. №4(30). 0.2  п.л.
2. Особенности организации художественного пространствав романе М. Осоргина «Времена» Печат-ные Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып.78 №16 (307). 2013. (ВАК) 0,7 п.ч. Белоусова Е.Г.
3. Особенности организации условного пространства в романе М. Осоргина «Времена»

 

Печат-ные Lingua Mobilis. Научный журнал. Челябинск, 2013. №4(43). 0,4 п.л.
4. Приемы живописи в романе М. Осоргина «Времена»: к вопросу о стиле писателя Печат-ные Филологические науки . Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота,  2013.  №12  (30): в 2-х ч. Ч.1. (ВАК) 0,4 п.л.
5. Кинематографичность романа М. Осоргина «Времена» Печатные Материалы третьей Европейской конференции по литературе, филологии и языкознанию. Ассоциация перспективных исследований и высшего образования «Восток-Запад», г. Вена, Австрия. 2014. 0,4

п.л.

6. Русский язык как иностранный (подготовительный факультет). Печатные Челябинск: типография ФВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. 3,0 п.л
7. Русский язык и культура речи (ИВС). Печатные Челябинск: типография ФВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. 2,7 п.л.
8. Особенности использования видеоматериала на занятиях по РКИ Печатные Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы 4 международной конференции. Воронеж. 2016. 0,3

п.л.

9. Формирование языковых компетенций в процессе преподавания РКИ военным курсантам Печатные Диалог культур Евразии: материалы I международной научно-практической конференции. Челябинск, 2016. 0,3 п.л.
10. Русская литература: от древности до начала ХХ века Печатные Русская литература: от древности до начала ХХ века: учеб.метод пособие / авт.сост. В.С. Захаров, Е.П. Маренина. – Челябинск, 2017. 5,35 п.л. Захаров В.С.
11. Сборник текстов с заданиями по русскому языку как иностранному Печатные Сборник текстов с заданиями по русскому языку как иностранному: учеб.пособ / Е.П.Маренина, Е.В.Шестакова. – Челябинск: ФВУНЦ ВВС «ВВА», 2017 6 п.л. Шестакова Е.В.
12. Русский язык и культура речи (учебное электронное издание) Эл.уч. В.С. Захаров, Л.Р. Исаева, Е.В. Шестакова
13. Русский язык. Часть 1. «Вводный курс (фонетика и графика, основы грамматики, общеупотребительная лексика, элементарное речевое общение)» (учебное электронное издание) Эл.уч. В.С. Захаров, Л.Р. Исаева, Е.В. Шестакова
14. Русский язык. Часть 2. «Базовый курс (основы грамматики, тексты с включением страноведческого материала, ситуации учебного общения» (учебное электронное издание) Эл.уч. В.С. Захаров, Л.Р. Исаева, Е.В. Шестакова
15. Русский язык. Часть 3. «Язык естественнонаучных и специальных дисциплин» (учебное электронное издание) Эл.уч. В.С. Захаров, Л.Р. Исаева, Е.В. Шестакова
16. «Россия и Китай: язык политических подарков» Печатные Взаимодействие языков и культур: материалы Международной научной конференции, 28 – 30 мая 2018 г. / под ред. О.А. Турбиной. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – Т. 1. – 283 с.143-146 Чжан Тао
17. Фразеологизмы, обозначающие возраст, в китайском языке Печатные Вестник Томского государственного педагогического университета. ВЫПУСК 6 (195) 2018. С.88-91. (ВАК) Чжан Тао
18. Когнитивные основы методики обучения чтению инокультурного текста в курсе РКИ Печатные Когнитивные исследования языка/ гл. ред. Н.Н. Болдырев; М-во обр. и науки РФ, Рос. акад. наук, Ин-т языкознания РАН. Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов. — М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Державина, 2020. — 1046 с. С. 568-572 Доронина Е.Г

Казакова Ю.В.

19. Физика. Часть 1. Механика. Учебно-методическое пособие для иностранных слушателей Печатные Физика. Часть 1: Механика: учебно-методическое пособие / М.Н.Ульянов, Е.П.Ульянова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020, — 131 с. 15,34 Ульянов М.Н.
20. Многоязычный глоссарий по физике. Учебное пособие Печатные Многоязычный глоссарий по физике: учебное пособие / М.Н.Ульянов, Е.П.Ульянова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020, — 32 с. 3,72 Ульянов М.Н.

 

 

 


Панова Роза Сафаргалиевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Шадринский государственный педагогический институт по  специальности: Учитель русского языка и литературы

Челябинский государственный университет, профессиональная переподготовка по программе «Лингвистика и межкультурная коммуникация. Теория языка и культура речи» по специальности — Преподаватель лингвистики и межкультурной коммуникации, теории языка и культуры речи

Научные достижения

Кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения РФ

Преподаваемые дисциплины

Основы профессионально-ориентированного перевода (русский язык), язык региона специализации (русский язык), практикум по культуре речевого общения (русский язык), методика обучения видам речевой деятельности, русский язык как иностранный

Повышение квалификации

— Информационная компетентность преподавателя высшей школы,Челябинский государственный университет, 2012 г.

— Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку как иностранному при получении гражданства РФ, Российский университет дружбы народов, 2009 г.

— Подготовка экспертов ЕГЭ по русскому языку, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2008 г.

— Лингводидактическое тестирование по РКИ (методика проведения тестирования по II, III, IV сертификационным уровням), Санкт-Петербургский государственный университет, 2007 г.

— Русский язык, Казанский госуниверситет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006 г.

— Специфика обучения русскому языку студентов (специалистов) из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2005 г.

— Лингводидактическое тестирование (элементарный, базовый, 1-й уровень системы),  Российский университет дружбы народов, 2005 г.

— Тестирование иностранных граждан по РКИ для приёма в гражданство РФ, Российский университет дружбы народов, 2005 г.

— Стажировка в Хенаньском университете на кафедре русского языка факультета лингвистики, КНР, г. Кайфын, 2003 – 2004 гг.

Научные интересы

Процесс формирования письменной речи, методика преподавания русской грамматики в иностранной аудитории, фонетико-графическая интерференция

 

 


Раевская Мария Валерьевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка как иностранного»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по специальности: Русский язык и литература (Учитель)

Научные достижения

Защита кандидатской диссертации

Преподаваемые дисциплины

Древнерусский язык; Практикум по истории лингвистических учений; Русский язык. Научный стиль; История лингвистических учений; Старославянский язык; Общее языкознание; Классические и современные концепции отечественной и зарубежной русистики; Практикум по классическим и современным концепциям отечественной и зарубежной русистики

 

 

Савельева Нина Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный педагогический университет по специальности: Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в ЮУрГУ —  с апреля 2001 года общий стаж с августа 1999 года.
Научные достижения

Кандидат филологических наук

Научные интересы

Творчество М.А.Булгакова, метафора как языковое явление, русский язык, мировая литература, метафора в языке и в жизни, РКИ

Преподаваемые дисциплины
Россиеведение, История и методология науки, Лексикография русского языка, Методика обучения видам речевой деятельности, Преподавание русского языка вне языковой среды, Синтаксис сложного предложения.

Повышение квалификации
Магистерская диссертация. Выпускной квалификационный проект (работа) бакалавра. Отличия. Требования к структуре, содержанию, оформлению

 

 

 

 


Тарануха Лариса Вячеславова

преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный, преподаватель Центра тестирования, эксперт ЕГЭ по русскому языку

Подробнее

Образование

Челябинский государственный университет по специальности Русский язык и литература (Филолог, преподаватель)

Преподаваемые дисциплины

Основы теории тестов и практика тестирования, русский язык как иностранный

Повышение квалификации

— «Современные инновационные технологии обучения русскому языку студентов и специалистов из стран АТР», г. Москва, Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина;

— «Применение компьютерных технологий (Word, Excel, PowerPoint) при подготовке электронных пособий» г. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет;

— «Подготовка экспертов единого государственного экзамена по русскому языку», г.Челябинск, ЧИПКРО;

— «Профессионально-педагогическая компетентность предметников, являющихся экспертами единого государственного экзамена. Экспертная деятельность в образовании», г.Челябинск, Государственное бюджетное учреждение

— «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»;

— «Современные тенденции в преподавании иностранных языков. Компетентностный подход к тестированию и оценке знаний по иностранным языкам». г. Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет;

— «Семинар для специалистов системы тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации», г.Москва, Российский университет дружбы народов;

— «Лингводидактическое тестирование. Государственная система тестирования: элементарный, базовый,1-й уровень системы», г.Москва, Российский университет дружбы народов»;

— «Лингводидактическое тестирование. Тестирование для приёма в гражданство Российской Федерации», г.Москва, Российский университет дружбы народов;

— «Тестирование лиц с ограниченными возможностями», г. Москва, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;

— «Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: научная разработка и практика функционирования. Проведение комплексного экзамена для получения разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание или вида на жительство», г. Москва, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

 


Шарафутдинова Олеся Ильясовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный»

Подробнее

Образование

Челябинский государственный университет по специальности: Филолог. Преподаватель

Научные достижения

Защита кандидатской диссертации по теме «Речевые средства создания образа ритора в российском политическом дискурсе: динамический аспект» по специальности 10.02.01 – Русский язык

Преподаваемые дисциплины

«Современный русский язык», «Фонетика и фонология современного русского литературного языка», «Русский язык как иностранный».

Руководитель научно-исследовательской практики, курсовых работ и магистерских диссертаций

Повышение квалификации

— «Интеграционный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ для иностранных работников». Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва. 22.12.2014 – 26.12.2014 (удостоверение № 04-11 /934)

— «Преподавание русского языка в вузах РФ как средство расширения зоны влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)». Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва. 17.06.13 – 28.06.13 (удостоверение № 04-11/ 415)

— «Английский язык для академических целей». ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет». 16.01.12 – 30.03.12 (удостоверение № 098/2012-У)

— «Психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы». ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет». 28.11.12 – 28.12.12 (удостоверение № 385/2012-У).

«Методика преподавания русского языка как иностранного». Российский университет дружбы народов, г. Москва. 06.07.10 – 15.07.10 (удостоверение № 4375)

— «Лингводидактическое тестирование». Российский университет дружбы народов, г. Москва. 07.07.08 – 18.07.08 (удостоверение № 95120)

— «Тестирование иностранных граждан по РКИ для приема в гражданство Российской Федерации». Российский университет дружбы народов, г. Москва. 07.07.08 – 18.07.08 (удостоверение № 1010)

Научные интересы

Русский язык как иностранный и методика его преподавания, политическая лингвистика, риторика, морфология и словообразование современного русского языка

Монографии и публикации

  1. Шарафутдинова О.И., Березовская Я.Л. Детская литература на уроках русского языка как иностранного: учебное пособие для изучающих русский язык (учебное пособие). — Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010
  2. Шарафутдинова О.И., Месеняшина Л.А. Основы риторических знаний: учеб. пособие (учебное пособие). — Челябинск: Энциклопедия, 2010
  3. Шарафутдинова О.И. Специфика изучения русского языка как родного и иностранного (нормативный аспект)(статья)Рекомендовано ВАК. — Вестник Челябинского государственного университета. 2011. Вып. 60, № 33. Филология. Искусствоведение. С. 276–278
  4. Шарафутдинова О.И. Проблемы классификации ошибок в речи иностранных учащихся(статья). — Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы 2-й международной научно-методической конференции. Воронеж: Истоки, 2012. С. 244–249
  5. Шарафутдинова О.И. Роль грамматики в описании образа мира(в аспекте преподавания русского языка как иностранного)(статья)Рекомендовано ВАК. — Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. Вып. 3 (51). С. 237–241
  6. Шарафутдинова О.И. Языковые, речевые и коммуникативные ошибки в аспекте изучения русского языка как иностранного. — Русский язык в странах СНГ: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2012. С.216-220
  7. Шарафутдинова О.И. Изучение русского языка: система, норма и чувство языка (статья). — Челябинский гуманитарий. 2013. № 2 (23). С.44–48
  8. Шарафутдинова О.И., Березовская Я.Л., Ведякова Н.А., Голованова И.Ю.Хохловская О.Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособие (учебное пособие). — Челябинск: Цицеро, 2013
  9. Шарафутдинова О.И. Речевые средства создания образа ритора в советском политическом дискурсе начала 60-х годов ХХ века. — Вестник Челябинского государственного университета. 2014. Вып. 92, № 23. Филология. Искусствоведение. С. 98-102
  10. Шарафутдинова О.И. Проблемы адаптации художественного текста (на материале детской литературы). — Наука ЮУрГУ: материалы  66 научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. С. 593–598
  11. Шарафутдинова О.И. Типичные грамматические ошибки в речи инофонов как отражение образа мира. — Reosiahag: Journal of Institute for Russian and Altaic Studies Chungbuk National University. 2014. № 10. С. 269–282
  12. Шарафутдинова О.И., Ведякова Н.А., Голованова И.Ю., Хохловская О.Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособие (учебное пособие). — Челябинск: Цицеро, 2013

 

 

Кислова Ирина Сергеевна
преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный», ответственный за воспитательную работу

Подробнее

Образование

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»,

44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Филологическое образование, 2016 г.

44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Языковое образование (русский язык), 2018 г.

Профессиональная переподготовка «Преподавание русского языка как иностранного/неродного» (504 часа), 2016 г.

Преподаваемые дисциплины

«Язык региона специализации (русский)», «Практикум по языку региона специализации и практико-ориентированному переводу», «Подготовка по русскому языку как иностранному и профильным дисциплинам»

Повышение квалификации

«Актуальные вопросы изучения русского языка как неродного, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий», Екатеринбург, 2020

Научные интересы

лингводидактика, риторика, языковая игра, лингвокультурология

Публикации

Использование современных анимационных фильмов для знакомства с русской национальной  культурой // Русский язык в XXI веке: исследование молодых: материалы IV международной научной студенческой конференции/ Отв. Ред. Е.А. Журавлёва. – Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н.Гумилёва, 2017.- 305с.

Лингвострановедческие уроки русского языка как иностранного с использованием фрагментов современных анимационных фильмов// Сборник научных статей молодых учёных «Пятый этаж», Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул — №3, 2017

Изучение стратегий самопрезентации на примере коммуникативного поведения анимационного персонажа//Материалы Шестой межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы языкознания», г. Санкт- Петербург, 20 апреля 2017 года. 329 с.

Язык современных российских мультфильмов//Молодёжь третьего тысячелетия [Электронный ресурс] : сборник научных статей / [отв. ред. С. В. Белим]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун- та, 2017.

Формирование дискурсивной креативности у школьников путём моделирования мультфильма//Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский го- сударственный педагогический университет». – Вып. 2. // Материалы Международной научной конференции «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива», 23-25 апреля 2020 / Гл. ред. Т.А. Гридина. – Екатеринбург, 2020. – 336 с.