Проектное обучение в Институте лингвистики и международных коммуникаций (ИЛиМК) ведется с февраля 2019 года. Всего за это время было
реализовано 15 проектов, задействовано 88 студентов проектной формы обучения (бакалавриат, специалитет и магистратура). Инициатором проектов выступили 10 разноплановых заказчиков:
- Челябинская городская Дума
- Управление по делам молодежи г. Челябинска
- Министерство образования Челябинской области
- Автономная некоммерческая организация «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ»
- Промышленная группа «Метран»
- АО «Русские электрические двигатели» (ПАО «Транснефть»)
- Офис академического письма, ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»
- Центр тестирования и языковой подготовки ЮУрГУ
- ООО «УралГИС» (Малое инновационное предприятие) ЮУрГУ, ООО «УралКам» (г. Челябинск), ООО «Резонанс» (г. Челябинск), ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (г. Челябинск)
- Кафедра «Отечественная и зарубежная история», ИМСГН, ЮУрГУ
Всего с 2019 года по текущий 2023 год было подготовлено и опубликовано 52 статьи (14 ВАК, 38 РИНЦ). Студенты принимали участие в 38 мероприятиях (конференции, семинары, выставки), таких как:
- Научно-практическая конференция «Молодежная дипломатия как инструмент социально-культурной интеграции в современном мире» и Научная мастерская Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
- Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы в науке: взгляд молодых»
- Наука ЮУрГУ
- Выставка научно-технических достижений студентов ЮУрГУ
- Молодой исследователь
- III Международная научная студенческая конференция «Любопытное в лингвистике, переводоведении»
Все проекты Института лингвистики и международных коммуникаций отвечают требованиям времени и задачам современного образования. В ИЛИМК отлично развита цифровизация проектного обучения, так как продуктами большинства проектов в этом году являются уникальные электронные онлайн курсы, которые востребованы не только среди русскоязычных пользователей, а также носителей другой культуры и языка.
В этом учебном 2022/2023 году подвели свои итоги 3 образовательных проекта 2 выпускающих кафедр:
- Проект кафедры РКИ «Создание электронного курса по подготовке к комплексному экзамену (2021–2023 гг. – Уровни ИР, РВП, ВЖ)». Руководитель – Доронина Е.Г. Группа ЛМ-260
- Проект кафедры ЛиП «Лингвистическое сопровождение комплексных инженерных проектов» (2021-2023). Руководитель — Петров С.Г. Группа ЛМ-432
- Проект кафедры ЛиП «Создание электронного курса «Английский язык для научно-публикационных целей» (2021-2023). Руководитель — Толстых О.А. Группа ЛМ-431
Проект кафедры РКИ «Создание электронного курса по подготовке к комплексному экзамену (2021–2023 гг. – Уровни ИР, РВП, ВЖ)».
С появлением иностранных студентов в ЮУрГУ появилась необходимость в коррекционных курсах. Основанием для реализации проекта служит отсутствие электронных курсов для подготовки к сдаче комплексного экзамена. Комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ сдают иностранные граждане, желающие получить разрешение на работу (ИР), на временное проживание (РВП), вид на жительство (ВЖ). Формат экзамена нередко вызывает затруднения у таких граждан. Кроме того, они часто имеют пробелы в области знаний по русскому языку, истории и законодательству РФ. Таким образом, существует огромная потребность иностранных граждан в подготовке к комплексному экзамену, поскольку от прохождения этих тестов зависит их трудоустройство и пребывание в России. Материалы курса могут использоваться для самостоятельной подготовки, так и для работы с преподавателем.
Состав команды: 5 студентов магистры-филологи (4 иностранных студента из Китая и одна российская студентка), обучающиеся по направлению 45.04.01 Филология, профиль «Русский как иностранный».
Руководитель: доцент каф. РКИ Доронина Е.Г.
Вид проекта: институтский.
Заказчик: Центр тестирования и языковой подготовки ЮУрГУ.
Цель: разработать онлайн-курс по подготовке к комплексному экзамену.
Задачи проекта:
— провести сравнительный анализ систем тестирования по русскому языку как иностранному в родной стране участников проекта и в России (уровни, система заданий и т.д.);
— выявить особенности двух систем объяснения сложного грамматического материала тестирования;
— разработать контент курса с учетом национальной специфики;
— определить, в каких случаях необходим перевод на родной язык;
— выполнить частичный перевод контента на родной язык;
— разработать электронные тесты, презентации;
— создать видеоуроки к курсу.
Оценка проекта: разработан контент курса, презентации по истории России и законодательству РФ, подготовлено учебное пособие.
Проект кафедры ЛиП «Лингвистическое сопровождение комплексных инженерных проектов» (2021-2023).
Состав команды: 5 студентов группы ЛМ-432, обучающиеся по направлению 45.03.02 Лингвистика.
Руководитель проекта: доцент каф. ЛиП Петров С.Г.
Заказчик: кафедра «Автоматический электропривод» (ЮУрГУ). Запрос на перевод сопроводительной и конструкторской документации по электроболиду.
Цель проекта: перевод технической документации для команды-участницы проекта «Формула-Студент».
Этапы реализации:
— подготовка к переводу техдокументации (май 2021)
— перевод техрегламента (май-июнь 2021)
— перевод заявки команды на участие в соревнованиях (июнь 2021)
— сбор корпуса текстов для анализа и подготовки технического глоссария (сентябрь 2021 — январь 2023)
— разработка словаря и написание ВКР (январь 2023 — июнь 2023).
Продукт: 2 словаря-глоссария — англо-русский и русско-английский.
Студенты получили сложную, но интересную задачу по практическому переводу реальных документов. В команде развивалось чувство ответственности как за результат групповой работы, так и как конкретной «штатной единицы» — переводчика, когда осознаешь, что качество и правильность твоего перевода может как помочь, так и «утопить» команду. В ходе реализации проекта студенты получили навыки работы в команде, а также развитие навыков технической компетенции.
Оценка проекта: качественный перевод техрегламента и видеоконференций; успешная сдача зачетов и экзаменов по дисциплинам, вынесенным на проектное обучение; защита ВКР (2 студента — «хорошо», 3 студента — «отлично»).
Проект кафедры ЛиП Создание электронного курса «Английский язык для научно-публикационных целей» (English for Research Publication Purposes).
Основанием для реализации проекта является отсутствие эффективных электронных курсов по английскому языку для научно-публикационных целей, в то время как существует огромная потребность в повышении публикационной активности как студентов и аспирантов, так и научно-педагогических работников ЮУрГУ. Данные материалы могут использоваться как для аудиторной, так и для самостоятельной подготовки.
Рабочая группа проекта имеет значительный опыт создания электронных курсов. Участники проекта проходили стажировку в «Центре академического письма» НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), принимали участие в международных конференциях по академическому письму (МИСИС, МФТИ) и являлись разработчиками авторских электронных курсов: «Английский язык: вводный курс написания статьи» (для уровня A1 – B1); «Английский язык. Научная статья» (для уровня B2 – C1).
Состав команды: 7 студентов группы ЛМ-431, обучающиеся по направлению 45.03.02 Лингвистика.
Руководитель проекта: доцент каф. ЛиП Толстых О.А.
Заказчик: Офис академического письма (ЮУрГУ)
Цель проекта: создание двухуровневого (A2-B1) англоязычного онлайн курса по академическому письму
Продукт: авторский онлайн-курс по академическому письму. Курс выложен на платформе «Электронный ЮУрГУ».
Оценка проекта:
- разработан авторский курс (10 модулей)
- подготовлены доклады для 3 международных и 1 внутривузовской конференции (2021 – 2023 гг)
- написаны и опубликованы 7 научных статей в сборнике материалов конференций МГУ, сборнике «Наука ЮУрГУ», сборнике «Молодой исследователь ЮУрГУ» (2021 – 2023 гг)
- получено 1 и 2 место на конкурсе НИРС на лучшую исследовательскую работу по лингвистике (апрель 2023)
- участие в Выставке научно-технических достижений ЮУрГУ (май 2023)
- защита 7 ВКР на «отлично» (июнь 2023)
В процессе реализации проектов студенты приобретают профессиональные компетенции, которые невозможно получить через семинарские занятия и лекции. С помощью проектного обучения можно привлечь студентов к активному участию в познавательной, коммуникативной, практической и другой деятельности, направленной на решение различных задач.
Поздравляем наших выпускников с успешной реализацией своих образовательных проектов!
Куратор проектного обучения в ИЛиМК,
доцент каф. ЛиП Орехова Е.В.